Задать свой вопрос

Имя
Email
Суть вопроса

Генеральная Ассамблея ООН подтвердила, что «референдум, проведенный в Автономной Республике Крым и городе Севастополе 16 марта 2014 года, не имея законной силы, не может быть основой для любого изменения статуса АР Крым или г. Севастополя»

В конце февраля 2014 года Вооруженные Силы Российской Федерации совершили фактический захват территории Автономной Республики Крым и г. Севастополь. МИД Украины, начиная с 26 февраля 2014 года по 26 марта 2014 года направил в адрес МИД РФ 35 дипломатических нот касательно внештатного перемещения с территории РФ на территорию Украины и передвижения в пределах территории АРК и г. Севастополя боевых частей Черноморского флота РФ, российских самолетов и другой боевой техники РФ.

В соответствии со статьей 42 Положения о законах и обычаях сухопутной войны к Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года, территория признается оккупированной, если она действительно находится во власти неприятельской армии. ( https://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/hague-convention-iv-181007.htm )

В соответствии со статьей 2 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 года, эта Конвенция применяется во всех случаях оккупации всей или части территории Высокой Договаривающейся Стороны, даже если эта оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления. (http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/geneva_civilian_1.shtml) Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм МГП, РФ является оккупирующей державой, а АР Крым и г. Севастополь – оккупированными территориями государства Украина. Факт оккупации территории не влечет за собой права аннексировать эту территорию. При оккупации суверенитет над оккупированной территорией сохраняется за тем государством, чья территория оккупирована. ( Эрик Давид, «Принципы права вооруженных конфликтов», 2011, с. 564. https://www.icrc.org/rus/resources/documents/publication/eric-david-principles.htm; Резолюция СБ ООН 242 от 22.11.1967 http://unispal.un.org/UNISPAL.NSF/0/7D35E1F729DF491C85256EE700686136; Резолюция СБ ООН 267 от 03.07.1969; Резолюция СБ ООН 662 от 09.08.1990 [http://fas.org/news/un/iraq/sres/sres0662.htm ] и т.д.)

Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в своей Резолюции No 68/262 «признала суверенитет, политическую независимость, единство и территориальную целостность Украины в ее международно-признанных границах», а также подтвердила, что «референдум, проведенный в Автономной Республике Крым и городе Севастополе 16 марта 2014 года, не имея законной силы, не может быть основой для любого изменения статуса АР Крым или г. Севастополя» ( http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N13/455/19/PDF/N1345519.pdf?OpenElement).

В последующем присутствие Российской Федерации в Крыму было квалифицировано именно как оккупация в иных международных документах:

— Резолюции (2015/2036(INI)) Европарламента «О военно-стратегической ситуации в бассейне Черного моря после незаконного присоединения Крыма к России» от 11 июня 2015 года (http://goo.gl/9CXkeA );

— Резолюции 2067 (2015) Парламентской ассамблеи Совета Европы «Пропавшие лица во время конфликта в Украине» от 25 июня 2015 года ( http://goo.gl/YqSCZK );

— Резолюции Парламентской ассамблеи ОБСЕ «Продолжение очевидно грубых и непоправимых нарушений РФ обязательств в рамках ОБСЕ и международно-правовых норм» от 8 июля 2015 года (https://goo.gl/f9QOqD).

После оккупации территории АР Крым и г. Севастополя официальные власти РФ начали реализовывать политику, направленную на перемещение на оккупированные территории Украины собственного гражданского населения РФ. Процесс такого перемещения существенно меняет демографическую картину на оккупированной территории ( За рамками этого исследования остается влияние обратных процессов, связанных с гражданами Украины, которые покидают оккупированную территорию и переселяются как на материковую часть Украины, так и на территорию России; депортация местного населения, поощрение и стимулирование переезда за пределы полуострова оказывает на демографическую картину еще большее влияние и заслуживает отдельного изучения ).

Это исследование является важным в контексте нарушения Россией международного гуманитарного права и совершения военных преступлений, сравнимых с преступлениями Второй мировой войны. Статья 85 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) признает перемещение части своего населения на оккупированную территорию военным преступлением. Согласно статье 8(2)(b)(xviii) Римского Статута Международного Уголовного Суда это преступление подпадает под юрисдикцию МУС.

Не менее важным исследование является в контексте звучащих время от времени в прессе высказываний о возможности «уладить ситуацию» путем проведения в будущем референдума о статусе Крыма и Севастополя под наблюдением международных организаций. Изменение Российской Федерацией демографической картины на оккупированных территориях делают такой путь решения проблемы очевидно шулерским.

Смотрите также