Задать свой вопрос

Имя
Email
Суть вопроса

Гражданство в международном гуманитарном праве.

Гражданство в международном гуманитарном праве.

По логике Женевской конвенции IV о защите гражданского населения во время войны 1949 года (далее – ЖК IV), также применяемой в условиях военной оккупации, действия оккупирующей державы, направленные на изменение гражданства гражданских лиц, находящихся под защитой ЖК IV, не могут признаваться правомерными, поскольку они по своей сути противоречат объекту и цели этой Конвенции. Наверное, нет смысла напоминать, что участниками Четырех Женевских конвенций являются все государства мира.

В соответствии с частью 1 статьи 4 ЖК IV, под защитой настоящей Конвенции состоят лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются. Таким образом, принуждение граждан оккупированного государства приобретать гражданство оккупирующей державы является не чем иным, как недобросовестной и противоправным поведением, что имеет целью поубавить их защиты международного гуманитарного права[1].

Статья 67 ЖК IV предусматривает, что оккупационные военные суды должны принимать во внимание тот факт, что обвиняемое лицо не является гражданином оккупирующей державы. Это положение принято трактовать в том смысле, что лица, которые до начала оккупации имели гражданство государства, имеющего суверенитет над соответствующей территорией, сохраняют его[2].

[1] Ольга Поедынок, «Вопрос гражданства ы статуса местного населения в связи с российской оккупацией АРК».

[2] Dinstein Y. The International Law of Belligerent Occupation. — Cambridge, 2009. — P. 53.

Смотрите также