Задать свой вопрос

Имя
Email
Суть вопроса

Проблемы перемещения имущества на полуостров

Многие люди и юридические лица столкнулись со сложностями при эвакуации  имущества  с оккупированной территории на материковую часть Украины или наоборот — с перемещением имущества    на полуостров. Власти Российской Федерации распространили режим государственной   границы   на   крымский   перешеек  с 1 апреля 2014 года. Власти   Украины  отрицают прохождение линии государственной границы в этом месте, однако, не имея контроля над территорией полустрова, приняли специальный закон (Закон Украины “О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины”), который установил, что перемещение товаров между оккупированной территорией и материковой частью Украины приравнивается к импорту или экспорту. В силу этих обстоятельств на крымском перешейке с обеих сторон действует обычный для государственной границы таможенный режим, вследствие которого происходит перемещение товаров в режиме экспорта или импорта.

Этот режим был распространен, в том числе, и на имущество, которое было законно приобретено и ввезено на территорию Украины и находилось в Крыму до начала оккупации. Перемещение такого имущества, таким образом, стало невозможным или требует уплаты таможенных пошлин. Невозможность перемещения касается, например, гражданского оружия, которым легально владели граждане или оружейные магазины, культурных и исторических ценностей, хранящихся в частных коллекциях и т. п.

В данном случае имеет место вмешательство в право собственности в форме контроля за использованием имуществом. При этом требование об уплате таможенных пошлин и сборов является непропорциональным вмешательством в право собственности, если это касается имущества, ранее уже законно ввезенного на территорию Украины. Равным образом, запрет на вывоз имущества из Крыма или его ввоз на полуостров, если это также касается имущества, которое до оккупации могло свободно перемещаться по территории Украины, также может быть признан непропорциональным вмешательством в право собственности.

Таким образом, как со стороны Украины, так и со стороны оккупированного полуострова произошло достаточно резкое изменение условий использования собственности, которое не сопровождалось достаточно продолжительным переходным периодом. Такое вмешательство может быть оценено как непропорциональное ограничение права собственности.

С учетом недавней инициативы по введению товарной блокады Крыма необходимо сделать оговорку, что все сказанное касается только имущества, которое находилось в собственности по состоянию на март 2014 года. В последующем приобретение имущества происходило уже в новых условиях оккупации и обязательства государств в отношении прав на такое имущество подчиняются иной логике.

Смотрите также

«Крым без правил» Специальный выпуск Перемещение гражданского населения Российской Федерации на окупированную территорию Украины
Крым без правил

Крым без правил. Специальный выпуск. Религиозная оккупация: притеснение Украинской православной церк...

«Крым без правил». Специальный выпуск. Религиозная оккупация: притеснение Украинской православной церкви Киевского патриархата События в Крыму в феврале — марте 2014 года и оккупация части территории Украины Российской Федерацией являются первым примером масштабного нарушения положений и принципов Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. С целью анализа сложившейся ситуации, поиска решений вновь возникающих […]
Крым без правил

Крым без правил. Специальный выпуск. Выдворение Российской Федерацией гражданского населения с оккуп...

«Крым без правил». Специальный выпуск. Выдворение Российской Федерацией гражданского населения с оккупированного Крыма.  События в Крыму в феврале — марте 2014 года и оккупация части территории Украины Российской Федерацией являются первым примером масштабного нарушения положений и принципов Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. С целью анализа сложившейся ситуации, поиска решений вновь возникающих проблем и обеспечения соблюдения […]
Документ

Закон Украины » О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине»

Этот Закон действует с 15 января 2004 года. Особый интерес представляет ст. 12 Закона, которая ограничивает право передвижения и свободу выбора места проживания на временно оккупированных территориях. Справка о постановке на учет внутренне перемещенного лица признается документом, подтверждающим адрес места проживания или пребывания (ст. 3).
Крым без правил

«Крым без правил» Специальный выпуск Перемещение гражданского населения Российской Федерац...

«Крым без правил» Специальный выпуск Перемещение гражданского населения Российской Федерации на оккупированную территорию Украины События в Крыму в феврале — марте 2014 года и оккупация части территории Украины Российской Федерацией являются первым примером масштабного нарушения положений и принципов Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. С целью анализа сложившейся ситуации, поиска решений вновь возникающих […]
Крым без правил

«Крым без правил» Выпуск №4 Информационная оккупация

«Крым без правил» Выпуск №4 Информационная оккупация События в Крыму в феврале — марте 2014 года и оккупация части территории Украины Российской Федерацией являются первым примером масштабного нарушения положений и принципов Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. С целью анализа сложившейся ситуации, поиска решений вновь возникающих проблем и обеспечения соблюдения прав человека […]
Крым без правил

«Крым без правил» Выпуск №3 Право на гражданство

«Крым без правил» Выпуск №3 Право на гражданство События в Крыму в феврале — марте 2014 года и оккупация части территории Украины Российской Федерацией являются первым примером масштабного нарушения положений и принципов Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. С целью анализа сложившейся ситуации, поиска решений вновь возникающих проблем и обеспечения соблюдения прав […]