Задать свой вопрос

Имя
Email
Суть вопроса

Back to 1944: массовые выселения крымчан XXI века

Кроме индивидуального выдворения –  более 2400[1] граждан Украины и крымчан без гражданства или с паспортом третьей страны – оккупационная власть практикует также коллективное выдворение. Так Россия выдворила из Крыма 23 гражданина Украины в течение суток после вынесения решения оккупационным судом. Наши эксперты проанализировали, как именно произошло такое коллективное выдворение и что оно означает.

Что произошло?

2014

Международное право прав человека и Международное гуманитарное право запрещают оккупанту распространять свою юрисдикцию на оккупированную территорию. Любое решение РФ в Крыму — незаконно. С июля 2014 каждый крымчанин без паспорта РФ и без разрешения на проживание в РФ (хотя согласно всем международным стандартам Крым является оккупированной территорией Украины, РФ незаконно считает его своей частью) стал «нелегалом». С тех пор более 20% выдворенных лишились связи с родителями, детьми, работы, а 163-х из них временно помещали в спецучреждения с тюремными условиями.

2018

22 января 2018 на территории одного детсада в Крыму задержали 23 граждан Украины — они там работали, реконструировали территорию. Всех их задержали в первые же дни работы за якобы отсутствие разрешения для иностранца на трудовую деятельность в РФ[2]. То, что они находились в Украине (Крыму) законно, для оккупационных сил не имело значения.

Начальник МВД РФ в Евпатории подписал сразу 23 постановления и назначил каждому штраф: 2000 рублей (около 800 грн.). Российские органы выждали, пока не истечет срок на обжалование постановлений и явились в детский сад уже во второй раз на следующий же день. Сотрудники полиции и ФМС снова задержали всех 23-х и составили протоколы о незаконном осуществлении иностранцем трудовой деятельности в РФ, совершенном повторно[3].

Дело рассматривал Евпаторийский городской суд, который за последние 5 лет обработал уже более 450 дел о выдворении людей из Крыма. Суд признал всех 23-х виновными в нарушении миграционного законодательства РФ, оштрафовал каждого на 5000 рублей (около 2000 грн.) и вынес решение о принудительном выдворении. У пострадавших не было ни адвокатов, ни переводчиков. Ещё до рассмотрения дела они подписали заранее заготовленные сотрудниками суда расписки о том, что не нуждаются в их услугах.

Как минимум 92.34% дел по выдворениям рассматривались в суде первой инстанции без участия адвоката

Сразу после решения суда работников посадили в КАМАЗ и высадили только через сутки —  уже за пределами Крыма.

Что это значит?

Для героев этой истории — два штрафа, сутки в условиях незаконного ограничения свободы, а также пятилетний автоматический запрет на въезд в Крым. Об этом последствии пострадавшим не рассказал никто: ни в суде, ни в полиции. Такой запрет применяется ко всем выдворенным и нарушает их право на свободное передвижение Украиной (относительно въезда на территорию Крыма и выезда с нее).

Эти действия России являются нарушением ее обязательств как страны-оккупанта в сфере международного гуманитарного права и международного права прав человека.

“Никто не может быть лишен права на въезд на территорию государства, гражданином которого он является..”[4]

Читать о других нарушениях РФ в делах о выдворении крымчан

В свете того, что это массовое выдворение, Россия нарушила и запрет на коллективную высылку иностранцев[5]. “Дело 23-х” — не единичный случай. Были и другие: российские органы не раз задерживали, судили и коллективно выдворяли граждан, например, Турции, Узбекистана, Азербайджана.

Недим Халилов, выдворенный из Крыма, гражданин Узбекистана. Провел 1,5 года в условиях лишениях свободы из-за дела о выдворении

Для всего мира такие массовые высылки — доказательства практики зачистки Крыма Россией от граждан отдельных стран или представителей этнических групп. Свидетельства о такой практике уже переданы в Международный уголовный суд.

Статья подготовлена на основании Тематического обзора ситуации с правами человека в условиях оккупации “Крым без правил: Выдворение Российской Федерацией гражданского населения с

оккупированного Крыма”. Его подготовили: Региональный центр прав человека, Украинский Хельсинкский союз по правам человека, CHROT. Все иллюстрации взяты там же.

[1]по состоянию на июнь 2018

[2]часть 1 статьи 18.10 КоАП за нарушение требований статьи 13 Федерального закона РФ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

[3]часть 3 статьи 18.10 КоАП.

[4]согласно статье 12 МПГПП и пункта 2 статьи 3 Протокола № 4 к ЕКПЧ

[5]в соответствии со статьей 4 Протокола № 4 к ЕКПЧ

Смотрите также

Крымский кейс: о правопреемстве государств и связях с территорией