Задать свой вопрос

Имя
Email
Суть вопроса

Депортация по-новому: кого и как сейчас выселяют из Крыма?

Наши эксперты выполнили свою давнюю цель — проанализировали, как и для чего РФ насильно выселяет гражданские лица с Крыма. Они идентифицировали минимум 2425  выдворенных с Крыма[1], места, которое долгое время было их домом, и собрали доказательства нарушений прав человека и норм международного права. Кто эти люди? Как именно их лишили дома? Ответы на эти вопросы дали наши эксперты.

Что было “до”?

В феврале 2014 Крым стал оккупированной территорией. С тех пор Россия распространяет действие своего законодательства на полуостров в нарушение норм международного права. Любое решение РФ в Крыму — незаконно с точки зрения норм международного права прав человека. Более того, проживающих на оккупированных территориях дополнительно защищают нормы международного гуманитарного права. Например, статья 49 Женевской конвенции (IV) о защите гражданского населения во время войны запрещает по каким бы то ни было причинам угон и депортацию покровительствуемых лиц с оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на территорию любого другого государства. Такие действия РФ можно квалифицировать как военное преступление и преступление против человечности согласно Римскому статуту Международного уголовного суда. Несмотря на это, Россия получила выгоду от каждого выселенного из этих 2425 человек и пока остаётся безнаказанной.

Кто?

Есть несколько категорий лиц, которых от выдворения защищают международные стандарты. Пострадавшие крымчане нашлись в каждой из них.

Первая группа — граждане Украины, которые:

  • официально проживали в АР Крым и Севастополе, отказались от навязываемого гражданства России;
  • до начала оккупации проживали на указанной территории неофициально (что не противоречит украинскому законодательству);
  • приехали после оккупации по личным, семейным и другим делам.

1018 из 2425 выдворенных были гражданами Украины. Остальные — граждане 37 разных стран. Например, Недим Халилов был гражданином Узбекистана и координатором “Движения сопротивления крымских татар”.

Иностранцы, как Недим Халилов, и лица без гражданства — вторая группа. Они:

  • приехали до оккупации на законных основаниях и укоренились: официально работали, учились в университетах;
  • законно прибыли ещё до оккупации, но затем проживали с нарушениями миграционного законодательства Украины;
  • въехали после оккупации либо нарушив правила Украины, либо с разрешения официальных украинских властей.

***То, что некоторые крымчане могли нарушать украинское миграционное законодательство, не отменяет их статуса покровительствуемых лиц. Их выдворение Россией также становится незаконной депортацией согласно статье 49 ЖК (IV).

20,32% выдворенных имели устойчивые связи с полуостровом: родились там, учились, работали, женились, рожали детей, приобретали недвижимость, открывали бизнес. Почти 90% выселенных — мужчины. Один из выдворенных мужчин, Кадыров Синавер, почти пять лет не посещал Крым: там у него остались жена, сын, тяжело больной отец.

Как?

Чтобы выселить крымчанина, российским судам в оккупированном Крыму нужно выполнить три задачи:

  1. Найти повод;
  2. Определить форму выдворения;
  3. Проконтролировать выселение жертвы.

Поводов более двадцати: крымчанин отказался от российского паспорта и не оформил разрешение на временное проживание или вид на жительство в РФ до установленного оккупационной властью срока; был связан с наркотиками; отстаивал права сексуальных меньшинств; или нарушил правила поведения во время спортивных мероприятий и другое.

2078 людей из 2425 выселили на основании нарушения правил въезда или режима проживания в РФ

Обычно такой повод находится у полиции или Управления по вопросам миграции. Далее дело рассматривает оккупационный суд и определяется с формой выдворения: контролируемый самостоятельный выезд или принудительное выдворение. В первом случае человек обязан самостоятельно покинуть РФ в течении пяти дней, во втором — лицо вывозят за пределы Крыма сразу же после суда (не оставляя времени на обжалование) или помещают в специальное учреждение в ожидании исполнения решения о выдворении (которое находится на территории РФ). Если пострадавший не покидает РФ самостоятельно после решения о его самостоятельном выезде, то чаще всего суд  меняет вид наказания на принудительный.

163 крымчан подверглись принудительному выселению и лишению свободы на срок от суток до полутора лет. 2189 вынужденно выполнили решение о самостоятельном выезде

Условия “специального учреждения”, в котором временно содержится выдворяемое лицо, сокращенно — ЦВСИГ, похожи на тюремные. Самовольно уходить нельзя, телефоны передаются администрации, а санитарные условия не соответствуют международным нормам. В Крыму таких центров нет, так что пострадавшие попадают в учреждения на материковой части России. Так случилось и с Недимом Халиловым — он провёл более 1,5 лет в практически тюремных условиях в ЦВСИГ «Гулькевический».

Что потом?

Если жертву выдворяли из РФ один раз, то она не может законно вернуться в течение пяти лет. Если два и более — десяти. Это правило применяется ко всем выдворенным автоматически: не имеет значения, осталась ли у человека семья, работа или недвижимость в Крыму. Об этом правиле они обычно узнают, только когда пытаются попасть домой уже после выдворения.

Обжаловать решения получается редко: люди либо физически не успевают, либо принудительно покидают Крым сразу после суда (еще до того, как получили возможность подать ходатайство), либо сталкиваются с коллизиями законодательства РФ. Не получается апеллировать и к нарушениям своих прав: так, пострадавшим грозят сроком за якобы преступления, связанные с терроризмом или наркотиками, лишают права на переводчика. Доказать это невозможно: судебный процесс не фиксируют.

Единственный способ защитить свои права —добиваться справедливости на международном уровне.


Статья подготовлена на основании Тематического обзора ситуации с правами человека в условиях оккупации “Крым без правил: Выдворение Российской Федерацией гражданского населения с оккупированного Крыма”. Его подготовили: Региональный центр прав человека, Украинский Хельсинкский союз по правам человека, анонимная группа CHROT. Все иллюстрации взяты там же.

[1] эта цифра задокументирована по состоянию на июнь 2018; фактически эта цифра больше

Смотрите также

Крымский кейс: о правопреемстве государств и связях с территорией