Задать свой вопрос

Имя
Email
Суть вопроса

Двойное гражданство крымчан: особые правила

Правда ли оба государства хотят упростить жизнь крымчанам в оккупации

Оккупация Крыма и последующий Федеральный конституционный закон №6-ФКЗ о принятии в РФ «Республики Крым» повлекли за собой массу беспрецедентных вопросов. Одним из них стало наличие у крымчан российского гражданства одновременно с украинским. И хотя ни Украина, ни Россия не лишали крымчан статуса гражданина при наличии покровительства второго государства, в урегулировании этой проблемы есть нюансы с обеих сторон.

Позиция Украины в вопросе двойного гражданства крымчан

Согласно закону Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» принудительное автоматическое приобретение гражданства РФ крымчанами (гражданами Украины, которые проживают на временно оккупированной территории), не признается ею и не является основанием для потери гражданства.

В тоже время согласно пункту 12.7 статьи 12 закона Украины «О создании свободной экономической зоны…» гарантии компенсации сбережений в банковских учреждениях не распространяются на граждан Российской Федерации. На практике, из-за распространения гражданства РФ на оккупированном полуострове, эта норма была распространена на крымчан. Поэтому жители Крыма должны подавать декларацию об отсутствии гражданства государства-оккупанта. Вследствие этого можем спрогнозировать возникновение и других вопросов: относительно доступа крымчан к государственной службе, к государственной тайне и другим вопросам, касающимся безопасности государства.

Таким образом, мы видим, что Украина не может полностью игнорировать действия Российской Федерации по коллективной натурализации населения. И хотя общая позиция государства не признает гражданства РФ, отдельные решения государственных органов не только противоречат ей, но и нарушают права крымчан.

Позиция РФ в вопросе двойного гражданства жителей Крыма

Позиция РФ по отношению наличия у крымчан второго гражданства выражена изменениями в законе «О гражданстве Российской Федерации», который действует с 04.06.2014 года. Так, согласно статье 6 граждане РФ (за исключением тех, которые постоянно проживают за пределами Российской Федерации), у которых есть другое гражданство или вид на жительство в иностранном государстве, обязаны письменно сообщить об этом территориальному органу ФМС. Те же, кто постоянно проживает за пределами России, обязаны подать такое уведомление в течение 30 дней с момента въезда на территорию РФ. Наличие паспорта гражданина РФ является обязательным условием подачи такого заявления. Никаких исключений для крымчан, которые на момент оккупации имели украинское гражданство, сделано не было. С 1 января 2016 года — это положение стало обязательным. За нарушение сроков уведомления крымчанам грозит административная ответственность, а за невыполнение этого требования — уголовная.

Все это само по себе уже может рассматриваться как нарушение права на уважение личной жизни, поскольку эти положения законодательства являются требованием сообщить об отношениях лояльности с другим государством. Кроме того, таким образом Россия фактически заставляет крымчан получать паспорта граждан Российской Федерации и декларировать свою лояльность по отношению к Украине.

Таким образом, наличие второго паспорта у крымчан грозит им потерями и проблемами в любых обстоятельствах, что особенно трагично, учитывая условия, в которых происходил процесс навязывания гражданства в Крыму. С одной стороны, второе гражданство значительно усложняет вопрос пользования банковской системой Украины, с другой стороны — может стать причиной уголовной ответственности в РФ.

Смотрите также

(Не) повторить Вторую мировую
Свобода передвижения | Аналитика

Миграционное законодательство РФ: шпаргалка для крымчан

Уже пять лет как каждому крымчанину, который отказался от российского паспорта и не получил разрешение на проживание в РФ, грозит принудительное выселение через решение оккупационного суда. Исследователи RCHR,  УХСПЧ и CHROT проанализировали дела 2425 крымчан, выдворенных из Крыма после оккупации[1]. Многих разлучали с семьей и помещали в специальные учреждения — ЦВСИГ — с тюремными условиями. […]