Задать свой вопрос

Имя
Email
Суть вопроса

Гарантии международного права по вопросам свободы вероисповедания

В конце первого года оккупации только 11 из 45 приходов УПЦ КП продолжали свое существование. На сегодняшний день на оккупированном полуострове осталось всего 7 храмов, которые принадлежат Управлению Крымской епархии УПЦ КП.

Такие цифры можно объяснить различными нарушениями прав верующих, возникших вследствие политик и практик РФ, таких как требования о перерегистрации, захват храмов, принятие «пакета Яровой» и другие, о чем мы писали здесь. Тем не менее, духовный персонал и лица, исполняющие духовные функции, в условиях оккупации пользуются защитой норм международного права как договорного, так и обычного. Ниже, приведены основные документы, определяющие их защиту.

Международное гуманитарное право

Международное гуманитарное право (МГП) предусматривает ряд обязательств оккупирующего государства, относительно лиц, принадлежащих к духовному персоналу, и лиц, исполняющих духовные функции. Нормы МГП также предусматривают защиту мест отправления культа и, соответственно, служителей того или иного культа, что определено в следующих документах:

  1. Согласно части первой нормы 27 обычного международного гуманитарного права «духовный персонал предназначенный исключительно для выполнения духовных функций должен пользоваться уважением и защитой при любых обстоятельствах».
  2. Статья 27 Четвертой Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны гарантирует покровительствуем лицам на оккупированной территории право на уважение к их религиозным убеждениям и обрядам, привычкам и обычаям, а также право на одинаковое обращение без какой-либо дискриминации, в том числе по причинам религии, со стороны оккупирующего государства относительно покровительствуемых лиц.
  3. Статья 58 этой конвенции также предусматривает, что «оккупирующая держава позволит служителям культа оказывать духовную помощь своим единоверцам».
  4. Статья 53 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года предполагает защиту культурных ценностей и мест отправления культа и запрещает

«а) совершать какие-либо враждебные акты, направленные против тех исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов;

  1. b) использовать такие объекты для поддержки военных усилий;
  2. c) делать такие объекты объектами репрессий».
  3. Статья 15 того же Дополнительного протокола I предусматривает защиту гражданского духовного персонала.

Таким образом, действия Российской Федерации, направленные против Управления православной церкви Киевского патриархата в Крыму, такие как захват храмов УПЦ КП на территории Крыма, лишение лиц, исполняющих духовные функции, и прихожан православной церкви Киевского патриархата в Крыму возможности совершать религиозные обряды и другие церемонии духовного содержания, прямо нарушают обозначенные выше нормы МГП, но не ограничивается ими. Далее – рассмотрим основные стандарты по вопросам защиты верующих согласно МППЧ.

Международное право прав человека

Международный пакт о гражданских и политических правах, а именно статья 18 гласит:

«1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении.

  1. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.
  2. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц».

Данная статья соответствует аналогичной норме Всеобщей декларации прав человека.

Комитет по правам человека ООН в своих Замечаниях общего порядка по статье 18 Пакта разъясняет: «Свобода исповедовать религию или убеждения может осуществляться «как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком». При этом, свобода исповедовать религию или убеждения при отправлении культа, выполнении религиозных или ритуальных обрядов и учении охватывает весьма широкую сферу действий.

Так, понятие «отправление культа» включает ритуалы и церемонии, в которых вера проявляет себя непосредственно, а также строительство мест отправления культа, использование ритуальных формул и предметов и т.д. Важно отметить, что свобода исповедовать религию или убеждения может быть ограничена установленным законом и необходимыми мерами для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и других основных свобод.

Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений в статье 6 закрепляет перечень свобод, которые являются составляющими права на свободу мысли, совести, религии и убеждений. Среди них отправление культов, а также создание и содержание мест для этих целей. Закреплено в документе и право на создание благотворительных или гуманитарных учреждений, преподавание по вопросам религии, дни отдыха и праздники, а также право «устанавливать и поддерживать связи с отдельными лицами и общинами в области религии и убеждений на национальном и международном уровнях».

В соответствии со статьей 9 Европейской конвенции прав человека (далее — Конвенция, ЕКПЧ): «Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов». Под защитой статьи 9 ЕКПЧ находится право отправлять религиозные обряды без вмешательства государства.

Таким образом, международное право защищает право представителей УПЦ КП в Крыму на исповедование религии, отправление религиозных обрядов и защиту от дискриминации по какому-либо признаку, а также право жителей Крыма — прихожан УПЦ КП — на участие в этих религиозных обрядах и демонстрацию своих религиозных взглядов.

На данный момент, на рассмотрении Европейского суда по правам человека находятся четыре дела касательно вышеупомянутых нарушений. Кроме того, группа крымских прихожан ПЦУ направила сообщение в Комитет ООН по правам человека. О других прецедентах по свободе вероисповедания в практике Европейского суда можно прочитать в этом разделе.

Смотрите также

(Не)легалы: как Россия нарушила права иностранцев в Крыму и что с этим делать
Обзоры

Выпуск № 5 Оккупированное правосудие. Часть 1

Распространение действия законодательства РФ на территорию оккупированного Крыма противоречит основным принципам и нормам международного права. В процессе проведения исследования и подготовки настоящего тематического обзора, были идентифицированы все судьи, занимавшие свои должности до начала оккупации, отказавшиеся от сотрудничества с оккупационными властями и вынужденно покинувшие оккупированный полуостров, перешедшие на службу к державе-оккупанту и сохранившие статус судьи, уволенные оккупирующим государством (или добровольно прекратившие статус судьи спустя некоторое время после оккупации), а также вновь назначенные на должности судей в созданных РФ судах Крыма и города Севастополя.
Положение заключенных | Инструкции

Инструкция для граждан Украины, которые были осуждены и отбывают наказание на территории РФ

Заполнить и направить соответствующие обращения о передаче для отбывания наказания на подконтрольной территории Украины (с приложениями, в частности, копии приговора и других процессуальных документов, копии паспорта и т.д.) в Министерство юстиции Украины и Уполномоченного ВРУ по правам человека с целью содействия в процедуре экстрадиции (бланки обращений можно найти здесь), ссылаясь на положения Конвенции о передаче […]
Свобода передвижения | Аналитика

(Не)легалы: как Россия нарушила права иностранцев в Крыму и что с этим делать

С момента оккупации РФ распространила свое законодательство на территорию Крымского полуострова. В частности, на территории Крыма стали действовать ограничения в отношении пребывания иностранцев. Теперь, если пребывание не требует визы, иностранец может находиться на территории РФ без регистрации в течение 90 дней на протяжении каждых 180 дней. Однако, даже наличие специального закона о статусе иностранцев, не […]
Положение заключенных | Инструкции

Инструкция для граждан Украины, которые были осуждены на временно оккупированной территории Крыма оккупационными судами и перемещены на территорию РФ для отбывания наказания

Заполнить и направить соответствующие обращения о передаче для отбывания наказания на подконтрольной территории Украины (с приложениями, в частности, копии приговора и других процессуальных документов, копии паспорта и т.д.) в Министерство юстиции Украины и Уполномоченного Верховной Рады Украины (ВРУ) по правам человека (бланки обращений можно найти здесь). В случае отсутствия контактов или невозможности написать обращение собственноручно, […]
Свобода передвижения | Аналитика

По обе стороны. Нарушение свободы передвижения в условиях оккупации

Оккупация неизбежно связана с ограничением свободы передвижения. Сам по себе контроль за въездом-выездом, сроком пребывания и ответственность за нарушение этого срока представляют собой вмешательство в свободу передвижения. После оккупации Крыма, РФ распространила свое законодательство на территорию полуострова. В частности, стали применятся ограничения в отношении пребывания иностранцев. Теперь для пребывания в Крыму от всех неграждан России […]