Задать свой вопрос

Имя
Email
Суть вопроса

Международное гуманитарное право о запрете перемещения оккупирующей державой части своего гражданского населения на оккупированные ею территории

МГП налагает на оккупирующую державу ряд международно-правовых обязательств, содержащихся, в частности, в положениях Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года, Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 года, в отдельных нормах Дополнительного протокола І к Женевским конвенциям 1977 года (далее – ДП І), а также в производном праве компетентной международной организации, такой, например, как ООН.

Одно из таких обязательств закреплено в пункте 6 статьи 49 ЖК IV, согласно которому:

«Оккупирующая держава не сможет депортировать или перемещать часть своего собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию».

Положение, закрепленное в пункте 6 статьи 49 ЖК IV, предназначено для предотвращения практики, принятой во время Второй мировой войны некоторыми державами, касательно перемещения собственного населения на оккупированные территории с целью, в частности, «колонизации» этих территорий. Значение слова «перемещение» в указанном пункте значительно отличается от того, которое используется в других пунктах статьи 49 ЖК IV, поскольку пункт 6 касается перемещения не защищенных Конвенцией лиц, а гражданского населения оккупирующей державы.( https://www.icrc.org/ihl/COM/380-600056 )

Обычное МГП (норма 130) также запрещает государствам депортировать или перемещать часть своего гражданского населения на территорию, которую они оккупируют. Генеральная Ассамблея ООН и Комиссия ООН по правам человека осудили практику перемещения населения на оккупированные территории. В соответствии с заключительным докладом Специального докладчика ООН по связанным с правами человека аспектам перемещения населения, включая размещение поселенцев и создание поселений, «размещение поселенцев» является незаконным и влечет за собой ответственность государства и уголовную ответственность отдельных лиц (пункт 16, 64-65 доклада). В свою очередь, Международный Комитет Красного Креста отмечает, что любые меры, направленные на расширение или объединение поселений оккупирующей державы на оккупированных ею территориях, также нарушают МГП. При этом запрет распространяется на конфискацию земли для строительстваили расширения поселений.

Статья 85 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов признает такие действия военным преступлением.

Согласно статье 8(2)(b)(xviii) Римского Статута Международного Уголовного Суда перемещение, прямо или косвенно, оккупирующей державой части ее собственного гражданского населения на оккупируемую ею территорию также признается военным преступлением, которое подпадает под юрисдикцию МУС.

Смотрите также

«Крым без правил» Специальный выпуск Перемещение гражданского населения Российской Федерации на окупированную территорию Украины
Крым без правил

Крым без правил. Специальный выпуск. Религиозная оккупация: притеснение Украинской православной церк...

«Крым без правил». Специальный выпуск. Религиозная оккупация: притеснение Украинской православной церкви Киевского патриархата События в Крыму в феврале — марте 2014 года и оккупация части территории Украины Российской Федерацией являются первым примером масштабного нарушения положений и принципов Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. С целью анализа сложившейся ситуации, поиска решений вновь возникающих […]
Крым без правил

Крым без правил. Специальный выпуск. Выдворение Российской Федерацией гражданского населения с оккуп...

«Крым без правил». Специальный выпуск. Выдворение Российской Федерацией гражданского населения с оккупированного Крыма.  События в Крыму в феврале — марте 2014 года и оккупация части территории Украины Российской Федерацией являются первым примером масштабного нарушения положений и принципов Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. С целью анализа сложившейся ситуации, поиска решений вновь возникающих проблем и обеспечения соблюдения […]
Документ

Закон Украины » О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине»

Этот Закон действует с 15 января 2004 года. Особый интерес представляет ст. 12 Закона, которая ограничивает право передвижения и свободу выбора места проживания на временно оккупированных территориях. Справка о постановке на учет внутренне перемещенного лица признается документом, подтверждающим адрес места проживания или пребывания (ст. 3).
Крым без правил

«Крым без правил» Специальный выпуск Перемещение гражданского населения Российской Федерац...

«Крым без правил» Специальный выпуск Перемещение гражданского населения Российской Федерации на оккупированную территорию Украины События в Крыму в феврале — марте 2014 года и оккупация части территории Украины Российской Федерацией являются первым примером масштабного нарушения положений и принципов Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. С целью анализа сложившейся ситуации, поиска решений вновь возникающих […]
Крым без правил

«Крым без правил» Выпуск №4 Информационная оккупация

«Крым без правил» Выпуск №4 Информационная оккупация События в Крыму в феврале — марте 2014 года и оккупация части территории Украины Российской Федерацией являются первым примером масштабного нарушения положений и принципов Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. С целью анализа сложившейся ситуации, поиска решений вновь возникающих проблем и обеспечения соблюдения прав человека […]
Крым без правил

«Крым без правил» Выпуск №3 Право на гражданство

«Крым без правил» Выпуск №3 Право на гражданство События в Крыму в феврале — марте 2014 года и оккупация части территории Украины Российской Федерацией являются первым примером масштабного нарушения положений и принципов Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. С целью анализа сложившейся ситуации, поиска решений вновь возникающих проблем и обеспечения соблюдения прав […]