Задать свой вопрос

Имя
Email
Суть вопроса

Миграционное законодательство РФ: шпаргалка для крымчан

Уже пять лет как каждому крымчанину, который отказался от российского паспорта и не получил разрешение на проживание в РФ, грозит принудительное выселение через решение оккупационного суда. Исследователи RCHR,  УХСПЧ и CHROT проанализировали дела 2425 крымчан, выдворенных из Крыма после оккупации[1]. Многих разлучали с семьей и помещали в специальные учреждения — ЦВСИГ — с тюремными условиями. Все они не имеют права вернуться в Крым минимум пять лет после выдворения.

Данная статья содержит анализ миграционного законодательства РФ — он может пригодиться жителям Крыма, которые находятся “в зоне риска” выдворения.

“Правила пребывания применялись непоследовательно, иногда отдавая явное предпочтение лицам, которые поддержали присоединение Крыма к Российской Федерации. Например, Верховный Суд Крыма постановил не депортировать гражданина Украины, назвавшего себя «активным участником событий Русской Весны в городе Севастополе» и заявившего, что его депортация в Украину угрожала бы его жизни и здоровью…” из доклада УВКПЧ ООН

В феврале 2016 один из ныне депортированных крымчан, Недим Халилов, подал в Центральный районный суд Симферополя иск: он просил признать действия Путина и оккупационных властей неправомерными и незаконными, а также предоставить крымским татарам особый статус и признать их коренным народом Крыма.

Поводы

Самым частым основанием для выдворения служит отсутствие российского гражданства и разрешения на постоянное проживание на территории РФ. В ходе исследования, проведенного нашими экспертами, было выявлено еще 23 повода для выдворения, связанные, например, с нарушениями в сфере оборота наркотиков, свободы совести и вероисповедания, в сфере защиты прав сексуальных меньшинств. Так, иностранца или лицо без гражданства могут выдворить за распитие алкоголя в запрещенных местах или за нарушение правил поведения во время спортивного мероприятия. Отдельный пункт — нарушения миграционных правил: пересечения границы РФ, пограничного режима в пограничной зоне и пунктов пропуска, предоставление ложных сведений при постановке на миграционный учёт.

Наказание не ограничивается только выдворением: к нему добавляют штрафы (в среднем от 2 до 6 тыс.руб.), автоматический запрет на въезд в РФ в течении минимум пяти лет, а в случае принудительного выдворения — содержание в ЦВСИГ.

Для ялтинца Александра Ковальчука оккупационный суд установил нарушение миграционных правил. Решением суда в отношении Александра применили наказание в виде как штрафа, так и выдворения (без права на возвращение в Крым в течение пяти лет).

Сотрудники ФСБ грозили Александру обвинением в терроризме, если он не согласится на самостоятельный выезд из Крыма.

Кто принимает решения

Чаще всего административные протоколы по делам о выдворении крымчан составляют должностные лица полиции и Управления по вопросам миграции РФ. Впрочем, такие полномочия имеют и другие органы:

  • органы, контролирующие деятельность некоммерческих, религиозных организаций, общественных объединений, партий;
  • пограничные органы;
  • органы-надзиратели в сфере коммуникаций и информационных технологий.

Эти лица — часть первого акта процесса выдворения. Далее решения выносят оккупационные районные суда.

Больше всего решений по вопросу выдворения принимают районные суда в Севастополе: Ленинский, Железнодорожный, Гагаринский и Киевский. Ялтинский городской суд тоже принимает много решений по этому поводу: он рассмотрел 851 дело.

Затем само выдворение осуществляет Федеральная служба судебных приставов. Качество выполнения этой службы контролирует Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции. Если выдворяемый — иностранец, этот же орган и обязан уведомить о происходящем представителей страны его гражданства.

Сроки

Некоторые правила удобно запомнить, связав их с конкретной цифрой.

Миграционный учёт

90 дней иностранец или лицо без гражданства может находиться в РФ без оформления проживания в течении 180 дней. У такого человека есть 3 дня, чтобы заявить об утере миграционной карты. В этой же карте нужно обозначать цель своего въезда: если ее сочтут неправдивой, тотчас появляется угроза выдворения. Столько же — 3 дня — у него есть, чтобы встать на учёт в Главном управлении по вопросам миграции МВД РФ. Там же надо получать разрешение на трудовую деятельность.

Время на защиту

Если дело об административном нарушении, влекущего за собой административный арест или выдворение, дошло до суда, время ускоряется. Например, судья может потребовать получить истребуемые сведения незамедлительно. Если это невозможно, понадобится доказать это в течении 3 дней с момента получения такого требования. Также такое дело рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а если лицо было подвергнуто административному задержанию — не позднее 48 часов с момента его задержания. В случае, если суд решил выдворять человека принудительно, он берется под стражу незамедлительно (а если еще есть возможность выехать самостоятельно, это надо сделать в течении 5 суток)[2]. Это лишает его права на защиту. Следовательно, инструмент обжалования становится неэффективным.

Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи (а подать ее можно в течении 10 дней с решения суда), если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению. Но фактически лицо или принудительно вывозят с территории Крыма (так оно потеряет доступ к процедуре обжалования), или вынуждают покинуть полуостров самостоятельно в течении пяти дней (а за этот период рассмотреть его апелляцию не успеют).

Наказанные не успевают подать жалобу.  Так случилось и с Недимом Халиловым — из-за того, что его взяли под стражу прямо в зале суда, он не успел оформить жалобу. В ЦВСИГ Недим провел 1,5 года

Помимо сжатых сроков, есть еще два фактора. Первый: почти половина жалоб на постановления о выдворении рассматривается без участия выдворяемых – 43.79% от общего количества дел[3]. Второй: как минимум в 92.34% административных производств по выдворениям покровительствуемые лица не имели адвоката (защитника) в суде первой инстанции. Неудивительно, что обжаловано только 12.02% всех решений о выдворении.

Отсрочка и рассрочка исполнения постановления о выдворении не применяется вообще в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, которым административный штраф назначен одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, а также в отношении лиц, которым назначен административный штраф за совершение некоторых административных правонарушений[4]. Этот штраф надо уплатить до конца следующего дня после вступления в силу решения суда.

Таким образом, людей выдворяют хоть и не “без суда и следствия”, но быстро и безапелляционно. Так, после судебного заседания Сизарев Константин, один из пострадавших, спросил у судьи, может ли он собрать свои личные вещи, деньги, документы. В ответ он услышал от нее фразу, которую запомнил на всю жизнь: “Если Сталин в 1944 году, 18 мая дал татарам три часа собраться, то я ничего не даю. Езжай так”.

Портрет миграционного законодательство РФ: итоги

Со спецификой миграционного законодательства РФ сталкивались не только крымчане. Еще в делах Грузия против России и Berdzenishvili and others v. Russia ЕСПЧ установил, что в российской правовой системе нет эффективных способов защиты от лишения свободы в ожидании выдворения. Распространяя свою юрисдикцию на Крым, Россия нарушает международное право. Выдворенные могли бы заявить об этом в свою защиту в оккупационном суде, но тогда их бы обвинили в уголовном преступлении за публичные призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности РФ[5].  Это означает, что пока что крымчанин может заручаться лишь знаниями законодательства России и поддержкой международного права.

Читайте также: как квалифицировать действия РФ по выдворению крымчан


Статья подготовлена на основании Тематического обзора ситуации с правами человека в условиях оккупации “Крым без правил: Выдворение Российской Федерацией гражданского населения с оккупированного Крыма”. Его подготовили: Региональный центр прав человека, Украинский Хельсинкский союз по правам человека, CHROT.Все иллюстрации взяты там же.

[1]по состоянию на июнь 2018

[2] существует два вида административного выдворения: самостоятельный выезд и принудительное выдворение. Детальнее о разнице между ними читайте тут

[3] рассмотренных в судах второй инстанции

[4] перечень этих правонарушений см. на стр.77

[5] согласно УК РФ, статья 280.1.

Смотрите также

Крымский кейс: о правопреемстве государств и связях с территорией