Задать свой вопрос

Имя
Email
Суть вопроса

Какие методы РФ использует для «интеграции» населения полуострова

Статистика показывает, что за первые полтора года оккупации количество населения АРК и г. Севастополь не только не уменьшалось, но в некоторых случаях даже становилось больше. Помимо несоответствия таких флуктуаций общей ситуации на оккупированном полуострове и оттоку людей на материковую часть Украины, вопросы вызывает также значительное перемещение россиян в Крым.

Как показывают данные, миграция в Севастополь даже превысила соответствующий показатель Москвы в более чем 2 раза. Причинами такой цифры можем назвать стимулы, которые возникли вследствие навязывания гражданства и распространения законодательства РФ на оккупированную территорию (о чем мы писали здесь). Но также, миграции граждан РФ способствовали отдельные политики и практики властей РФ, что, несмотря на уникальность ситуации в целом, уже имело место в истории.

Кто и как еще стимулировал переселение своих граждан на оккупированные территории?

Турция и Северный Кипр

С момента оккупации Турцией территории Северного Кипра в 1974 году оккупированную территорию населили более 100 тысяч турок из Турецкой Республики. В контексте оккупации, турецкие переселенцы были впервые привезены из Анатолии (азиатская часть Турции) в октябре 1974 года. Предлогом для этого была работа в гостиницах и садах, оставленных греками-киприотами. В дальнейшем, эта практика была распространена на предоставление домов и участков земли всем желающим поселиться на территории так называемой Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК).

Несмотря на заявления, что такие группы турецких поселенцев переезжают на Кипр «по собственной инициативе», ТРСК стимулировали их к такому перемещению через законы и предпринятую политику. Например, в 1981 году ТРСК приняла поправки к закону № 3/1975. Согласно этим изменениям гражданство республики предоставлялось в том числе тем, кто проживал на территории ТРСК не менее одного года либо внес или может внести существенный вклад в экономику, социальную и культурные сферы или в развитие внешних сношений или повышение стандартов образования. Но легкость, с которой можно было получить гражданство ТРСК, являлось серьезной проблемой. Так, наряду с гражданством, турецкие поселенцы приобретали и право голоса с возможностью дальнейшего образования политических объединений, что не могло не повлиять на дальнейшие политические решения на оккупированной территории.

Марокко и Западная Сахара

«Марокканизация» Западной Сахары началась еще в 1976 году. Помимо существенных вложений в развитие инфраструктуры, электростанций и других важных объектов на оккупированной территории, марокканское правительство также охотно поощряло переезд своего населения на эти территории. Например, предоставляло налоговые льготы и выплачивало более высокую зарплату, предлагало бесплатное (или же по существенно заниженным ценам) жилье, субсидии на продукты питания и нефтепродукты для своих граждан. Считается, что целью такой политики было получение желаемого результата на референдуме в 1991 году, который так и не состоялся.

Почему это незаконно?

Международное право не только запрещает прямое перемещение своего населения на оккупированные территории, но также строго осуждает и любое изменение уже существующих поселений или наличие других стимулов к переезду туда граждан государства-оккупанта. Такие положения содержаться в Норме 130 обычного МГП, статье 85 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям, статье 8(2) и других. Подробнее ответственность за перемещение мы рассматривали здесь.

Как РФ содействует переезду своих граждан в Крым?

Экономические льгот

Самым очевидным стимулированием переселения граждан РФ на оккупированную территорию АР Крым является предоставление налоговых и иных льгот. Основной акт в этой сфере – Федеральный закон от 21 ноября 2014 г. «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Согласно документу, на территории полуострова устанавливается особый режим сроком на 25 лет, который впоследствии может быть продлен (часть 1 статьи 9 Закона). Статья 15 этого закона также устанавливает особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне. Режим также предусматривает:

особый порядок осуществления градостроительной деятельности и землепользования для реализации инвестиционных проектов (часть 11 статьи 17 регулирует вопрос о предоставлении государственных или муниципальных земельных участков участнику свободной экономической зоны (далее — СЭЗ) в аренду без торгов на срок, необходимый для реализации договора об условиях деятельности в СЭЗ);

особый режим налогообложения (освобождает от уплаты земельного налога; устанавливает пониженные ставки по налогу на прибыль организаций, освобождение участников СЭЗ от уплаты налога на имущество организаций: пункт 1 статьи 284, статья 346, пункт 12 статьи 395 Налогового кодекса РФ);

предоставление субсидий на возмещение затрат, в том числе затрат на уплату таможенных пошлин, налогов и сборов в отношении товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых для их использования при строительстве, оборудовании и техническом оснащении объектов.

Применение законодательства РФ на территории Крыма

Приток граждан РФ на оккупированную территорию был стимулирован также резким изменением законодательного регулирования. Это затронуло в первую очередь, представителей юридической профессии, бухгалтеров, государственных служащих. Сложности, которые возникли в связи с этим изменением мы описывали здесь. В итоге, заполнение вакансий, где требуются люди с высшим образованием, происходило в основном за счет мигрантов из России.

Это нашло свое отражение и в объявлениях о приеме на работу. Так, в них часто указывали, что для занятия ряда должностей требованием является наличие гражданства РФ, которое может также рассматриваться как открытый призыв граждан РФ из других субъектов РФ искать трудоустройство в РК.

Распространение вакансий в Крыму среди граждан РФ

Если предыдущие стимулы являются скорее частной инициативой, косвенно поощряемой государством, то имеются также доказательства прямого государственного стимулирования трудовой миграции.

Так, государственные службы, отвечающие за вопросы занятости населения, открыто распространяют информацию о вакансиях в Крыму. Среди предложений можно найти как вакансии предполагающие сезонную занятость, так и предложения постоянной работы, даже с предоставлением жилья. В частности, такая информация размещена на официальных интернет-страницах

  • Государственного комитета по занятости населения Республики Хакасия (323 вакансии в Крыму с предоставлением или без предоставления жилья);
  • Центра занятости г. Новокузнецк;
  • Кемеровской области;
  • Центра занятости населения города Кемерово (около 10 000 постоянных и временных вакансий, как с предоставлением жилья, так и без);
  • Министерства экономики Республики Бурятия;
  • Министерства образования и науки Республики Бурятия.

При этом, списки открытых вакансий содержат информацию о должности, городе потенциального трудоустройства, размере вознаграждения, а также контактную информацию о работодателе. Трудоустройство предлагается на должности в разнообразных сферах деятельности — управлении, медицинской, санаторно-курортной сфере, сфере культуры, ресторанного, фермерского хозяйства и т. д.

Дискриминация в госорганах

Четкая стратегия на перемещение в Крым граждан Российской Федерации прослеживается в дискриминационных требованиях к претендентам на вакансии в государственных и муниципальных органах. На эти должности могут могут быть приняты только граждане РФ, как правило, со знанием российского законодательства, а также с опытом работы в государственных и муниципальных органах РФ.

В соответствии с Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ», гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае наличия у него гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Например, официальный сайт «Правительства РК» содержит объявления о конкурсах на замещение вакантных должностей, где требованием для замещения вакансий являются: гражданство Российской Федерации, опыт работы на государственной или муниципальной службе РФ на протяжении 1-4 лет, наличие профессиональных знаний, в частности, законодательства РФ. Таким образом, под перечисленные требования подходят лишь граждане РФ, которые не проживали на территории Крыма до момента его оккупации.

Не лучше ситуация и в правоохранительных органах Крыма, которые буквально заполонили приезжие. Так как местные кадры совсем не пользуются доверием, их игнорируют даже при условии кардинального расширения штатов. Более того, в конце июля 2015 года даже было объявлено, что полиция Крыма набирает сотрудников с острова Сахалин.

Таким образом, помимо факторов, которые являются неотъемлемыми последствиями ситуации, сложившейся в Крыму, на перемещение россиян на полуостров значительно влияют и ее собственные политики. Среди главных факторов, которые содействуют такому перемещению – экономические поощрения в виде льгот, перемещение госслужащих из России и дискриминация крымчан в госорганах, а также активное распространение вакансий из Крыма среди граждан РФ.

 

Смотрите также

Гарантии международного права по вопросам свободы вероисповедания
Свобода выражения взглядов | Аналитика

УПЦ КП как религиозное меньшинство в оккупированном Крыму

Ситуация, в которой оказалась одна из религиозных групп в Крыму — Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) является особенной для Крыма из-за нескольких аспектов.
Свобода выражения взглядов | Аналитика

Гарантии международного права по вопросам свободы вероисповедания

В конце первого года оккупации только 11 из 45 приходов УПЦ КП продолжали свое существование. На сегодняшний день на оккупированном полуострове осталось всего 7 храмов, которые принадлежат Управлению Крымской епархии УПЦ КП. Такие цифры можно объяснить различными нарушениями прав верующих, возникших вследствие политик и практик РФ, таких как требования о перерегистрации, захват храмов, принятие «пакета […]