Задать свой вопрос

Имя
Email
Суть вопроса

УПЦ КП как религиозное меньшинство в оккупированном Крыму

Ситуация, в которой оказалась одна из религиозных групп в Крыму — Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) является особенной для Крыма из-за нескольких аспектов.

Во-первых, УПЦ КП в первые дни оккупации выступила с резкими заявлениями по поводу российской агрессии.

Во-вторых, Крымская епархия УПЦ КП так и не прошла перерегистрацию в соответствии с требованиями властей РФ. Вследствие этого она находится в «серой зоне», то есть фактически не существует для оккупационных властей Крыма.

В-третьих, верующие УПЦ КП составляют религиозное меньшинство в Крыму, а принадлежность к этой церкви является одним из немногих инструментов сохранения украинской идентичности на оккупированной территории.

УПЦ КП как меньшинство на полуострове

Крымская епархия Украинской православной церкви Киевского патриархата была зарегистрирована Государственным комитетом Украины по делам религий 6 июня 1996 года. С июля 2000 года руководителем Управления Крымской епархии стал архиепископ Симферопольский и Крымский Климент, который и сейчас занимает эту должность.

Уже в 2010 году по результатам опроса Центра Разумкова прихожанами УПЦ КП назвало себя 8,5% населения (в южном регионе Украины). К 2014 году в Крымской епархии Киевского патриархата было 45 приходов, 2 православные братства и миссии, 1 мужской монастырь. В штате насчитывалось 14 священнослужителей. У 26 общин были постоянные помещения, а в управлении Крымской епархии находилось 6 земельных участков общей площадью 4 га.

При этом УПЦ КП составляла религиозное меньшинство на полуострове. Об этом свидетельствуют показатели по таким трем определяющим факторам:

  • количественное отношение зарегистрированных религиозных организаций;
  • количество храмов, их состояние и статус;
  • возможность участвовать в государственных или от органов местного самоуправления мероприятиях, возможность быть представленным в СМИ.

Итак, например, сравнив количество культовых сооружений УПЦ Московского и Киевского патриархатов в Крыму, видим существенную разницу: 415 против 12 соответственно.

При этом, в течение 1992-2012 годов УПЦ МП получила 50 разрешений на строительство своих храмов. Только в г. Севастополь насчитывалось 47 культовых сооружений, из которых 4 были новыми постройками. В то же время, у епархии Киевского патриархата в Севастополе был всего один храм в приспособленном помещении. За этот же период УПЦ КП не получила ни одного разрешения органов местного управления на строительство своих храмов. На практике УПЦ КП не могла официально (через решение местного органа самоуправления) получить земельные участки под строительство на всей территории Крыма.

«Этому мешали депутаты, которые ассоциировали себя с УПЦ Московского патриархата и блокировали даже вынос этих вопросов на обсуждение. Фактически, это стало одним из самых существенных факторов, который сдерживал развитие УПЦ КП в Крыму», — объясняет религиовед Александр Саган.

Также, стоит отметить, что до начала оккупации УПЦ МП в Крыму насчитывала 535 религиозных организаций, в том числе 6 монастырей и одно духовное учебное заведение, что в 14 раз превышало количество приходов УПЦ КП.

«Такое доминирование стало одним из оснований для представителей УПЦ МП фактически блокировать участие клириков КП в мероприятиях местного самоуправления и в некоторых случаях, посвященных государственным праздникам. То же самое можно сказать и про представленность Киевского патриархата в государственных или муниципальных СМИ полуострова — упоминание об этой церкви были в основном с целью ее критики», — комментирует Александр Саган.

Позиция мирового сообщества

С момента оккупации полуострова РФ, международные организации и миссии неоднократно фиксировали нарушения прав человека и дискриминацию общин в сфере религии.

Миссия Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ по оценке положения в области прав человека в Украине за 2014 год в своем докладе также обратила внимание, что после оккупации Крым покинули «ряд местных религиозных лидеров, включая священников Украинской православной церкви (Киевского патриархата) и Украинской грекокатолической церкви».

«Из-за угрозы открытия уголовных дел за сепаратизм из Крыма была вынуждена выехать семья священника Ивана Катькало (храм Покрова Святой Богородицы в с. Перевальном). Из-за угрозы физической расправы духовенство Крымской епархии было также вынуждено вывезти свои семьи (женщин и детей) на материк», — вспоминает архиепископ Климент.

Госдепартамент США в докладе о религиозных свободах на планете за 2015 год отметил, что «оккупационные власти де-факто ввели на территории Крыма законы Российской Федерации и подвергли религиозные меньшинства, в частности Украинскую православную церковь Киевского патриархата, Украинскую греко-католическую церковь и крымских татар, преследованию, запугиванию и задержаниям».

В 2017 году комиссия по свободе религии США продолжила призывать власти РФ прекратить преследование религиозных меньшинств на оккупированных территориях Украины.

Таким образом, ситуация с Крымской епархией УПЦ КП подпадает под защиту не только общих обязательств стран в отношении свободы совести, религии и вероисповедания, но также и под положения, связанные с защитой прав меньшинств на оккупированных территориях. Подробнее этот вопрос мы рассматриваем здесь.

Смотрите также

Когда спрос порождает военное преступление
Свобода выражения взглядов | Аналитика

Гарантии международного права по вопросам свободы вероисповедания

В конце первого года оккупации только 11 из 45 приходов УПЦ КП продолжали свое существование. На сегодняшний день на оккупированном полуострове осталось всего 7 храмов, которые принадлежат Управлению Крымской епархии УПЦ КП. Такие цифры можно объяснить различными нарушениями прав верующих, возникших вследствие политик и практик РФ, таких как требования о перерегистрации, захват храмов, принятие «пакета […]