Задать свой вопрос

Имя
Email
Суть вопроса

Иностранцы у себя дома

Какими методами украинскую церковь вытесняют из Крыма

Украинская православная церковь Киевского патриархата была религиозным меньшинством на территории Крыма. В самые первые дни оккупации представители этой церкви резко осудили агрессию РФ, в последствии отказавшись перерегистрироваться согласно российскому законодательству. За время оккупации принадлежность к УПЦ КП осталась одной из немногих возможностей для людей сохранить свою украинскую идентичность в Крыму. Более того, по мнению оккупационных властей Крымская епархия УПЦ КП является представителем зарубежной религиозной организации, что также повлияло на возможность ее функционирования на полуострове. Тем не менее, ее присутствие на оккупированном полуострове оказалось под угрозой.

Собор Святых Равноапостольных князей Владимира и Ольги

Что было с УПЦ КП до оккупации

Крымская епархия Украинской православной церкви Киевского патриархата была зарегистрирована Государственным комитетом Украины по делам религий 6 июня 1996 года. Еще в 1995 году, в Симферополе УПЦ КП предоставили помещение в бывшем Доме офицеров. Там расположились кабинеты священников, склады, благотворительная столовая, часовня и кафедральный собор Святых Равноапостольных князей Владимира и Ольги. В 2001 году решением Верховной Рады АРК эти помещения были бесплатно переданы в пользование Крымской епархии до 2050 года.

С июля 2000 года руководителем Управления Крымской епархии стал архиепископ Симферопольский и Крымский Климент, который и сейчас занимает эту должность

В 2010 году по результатам опроса Центра Разумкова прихожанами УПЦ КП назвало себя 8,5% населения (в южном регионе Украины). К 2014 году в Крымской епархии Киевского патриархата было 45 приходов, 2 православные братства и миссии, 1 мужской монастырь. В штате насчитывалось 14 священнослужителей. У 26 общин были постоянные помещения, а в управлении Крымской епархии находилось 6 земельных участков общей площадью 4 га.

При этом УПЦ КП оставалась религиозным меньшинством полуострова. Об этом свидетельствуют следующие показатели:

  1. Количественное отношение зарегистрированных религиозных организаций
  2. Количество храмов, их состояние и статус;
  3. Возможность участвовать в государственных или от органов местного самоуправления мероприятиях, возможность быть представленным в СМИ.

Детальнее о них мы писали здесь.

Ухудшение положения УПЦ КП во время оккупации

В феврале 2014 года началась оккупация полуострова Россией, в ходе которой РФ было автоматически распространено российское законодательство на территории Крыма. Уже в марте Архиерейский собор УПЦ КП вместе с патриархом Киевским и всея Руси-Украины Филаретом сделали от имени церкви заявление, в котором одними из первых осудили агрессию России против Украины, благословили украинский народ на борьбу за целостность и независимость страны, а также отметили отношение оккупанта к украинским общинам.

Заявление Архиерейского Собора по поводу российской
оккупации Крыма и проявлений сепаратизма

На фоне общего обострения событий, 20 марта 2014 года Игорь Стрелков, так называемый советник Главы Совета Министров по вопросам безопасности, выдал архиепископу Симферопольскому и Крымскому Клименту справку, которая обеспечила некоторую защиту храмам УПЦ КП до конца весны 2014 года. Это сыграло важную роль в сохранении епархии УПЦ КП в Крыму.

По состоянию на начало 2015 года в Крыму осталось всего 11 приходов (при 8 храмах) и 9 священников Украинской православной церкви Киевского патриархата. Большинство общин прекратили свое существование вследствие косвенных мер российских властей.

Основные рычаги давления

Одной из проблем во время оккупации для УПЦ КП стало требование о перерегистрации, которую до 1 марта 2015 года для продолжения своей деятельности должны были пройти все религиозные организации полуострова.

Согласно законодательству РФ, регистрация таких объединений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». Перерегистрация юридических лиц — согласно статье 19 Федерального закона РФ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Невыполнение требования о перерегистрации чревато тем, что религиозные организации лишаются права осуществления своей деятельности на территории РФ и подлежат ликвидации.

Сама процедура перерегистрации предусматривала выполнение одного из двух требований:

1) вхождение в состав существующей в России централизованной религиозной организации соответствующего вероисповедального направления;

2) прохождение государственной религиоведческой экспертизы в порядке, предусмотренном приказом Минюста России №53 «О государственной религиоведческой экспертизе».

Управление Крымской епархии УПЦ КП отказалось пройти перерегистрацию. Вследствие этого оно оказалось лишено правосубъектности. Но, несмотря на это, суды не отказали ей в праве выступать истцом в судебных спорах.

Помимо факторов, указанных выше, в некоторых случаях община прекращала свое существование из-за того, что владельцы помещений, которые использовались для богослужений, выехали с территории Крыма. В других случаях – перерегистрация в соответствии с законодательством РФ была использована в качестве формального повода для прекращения отношений аренды.

Кроме того, согласно статье 6 закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», для совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний священнослужители Крымской епархии УПЦ КП должны либо являться гражданами РФ, либо «на законных основаниях пребывать на территории России» (Крым по законодательству РФ рассматривается как часть территории России в этом контексте). Это означает, что отказ от получения российского паспорта поставил бы пребывание священников Киевского патриархата в Крыму в зависимость от разрешения властей РФ. Это, в свою очередь, также стало одним из косвенных методов выдавливания УПЦ КП с территории полуострова.

Также в некоторых случаях помещения храмов захватывали практически силой. Яркими примерами таких действий являются случаи с храмами Апостолов Петра и Павла и Cвятителя Николая, Архиепископа Мирликийского Чудотворца (Севастополь), Покрова Пресвятой Богородицы (с. Перевальное Симферопольского района) и кафедрального собора Равноапостольных Владимира и Ольги (Симферополь). Ниже коротко описаны некоторые из них.

Захват храма в городе Севастополе

Капитан первого ранга Леонид Зинченко
(фото — www.spb.kp.ru)

Храм Апостолов Петра и Павла и Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского Чудотворца, был расположен на территории Учебного центра Военно-Морских Сил Украины в городе Севастополе. Храм использовался Крымской епархией УПЦ КП для осуществления богослужений и для удовлетворения религиозных нужд на территории воинской части, как военнослужащих, так и прихожан УПЦ КП, проживающих в г. Севастополе.

21 апреля 2014 года командование Черноморского флота РФ предупредило Управление Крымской епархии о закрытии храма в г. Севастополе и предложило вывезти все имущество. 1 июня 2014 года по требованию капитана первого ранга Леонида Зинченко (командира российской воинской части, которая заняла территорию Учебного центра), на территории части был установлен пропускной режим, который мешал доступу настоятеля, других священнослужителей и прихожан к помещению храма. Поэтому отправление религиозных обрядов стало невозможным, а существование храма фактически прекратилось.

Захват храма в селе Перевальном Симферопольского района

Храм Покрова Пресвятой Богородицы УПЦ КП расположен на территории бывшей воинской части А0279 Вооруженных Сил Украины в селе Перевальном Симферопольского района.

После вывода вооруженных сил Украины с Крымского полуострова в 2014 году, воинская часть А0279, вместе с расположенным на ее территории храмом Покрова Пресвятой Богородицы, перешли под контроль Российской Федерации, в частности Министерства обороны РФ.

1 июня 2014 года в 8:00 утра в с. Перевальное в Крыму произошел захват храма Покрова Пресвятой Богородицы УПЦ Киевского патриархата. При попытке отстоять владение храмом, выяснилось, что помещение уже было передано Московскому патриархату.

Важно отметить, что для дальнейшего пользования храмом УПЦ КП как представителю зарубежной религиозной организации (по мнению властей РФ) было необходимо выполнить несколько требований, среди которых пройти перерегистрацию в соответствии с законодательством РФ и заключить договор с Министерством обороны РФ, что представители УПЦ МП и сделали.

Условиями этого договора предусмотрено, что стороны обязуются сотрудничать в области патриотического воспитания военнослужащих, в частности взаимодействовать с целью возрождения православных традиций Российской армии и флота. Стороны обязуются также сотрудничать в области нравственного воспитания и духовного просвещения Российских военнослужащих, в области социальной защиты военнослужащих и членов их семей, а также в целях реализации религиозных потребностей Российских военнослужащих и в целях восстановления культовых сооружений.

Таким образом, вследствие оккупации Крымского полуострова Россией, положение общин УПЦ КП стало резко ухудшаться. Приходы прекращали свое существование как вследствие косвенных факторов, таких как политика относительно гражданства в Крыму или распространение законов РФ на оккупированной территории, так и из-за прямых действий по захвату некоторых помещений.

Сейчас Крымская епархия УПЦ КП (теперь Православной церкви Украины) находится на грани своего уничтожения. Детальнее о ситуации можно прочесть здесь.

Смотрите также

Когда спрос порождает военное преступление
Свобода выражения взглядов | Аналитика

УПЦ КП как религиозное меньшинство в оккупированном Крыму

Ситуация, в которой оказалась одна из религиозных групп в Крыму — Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) является особенной для Крыма из-за нескольких аспектов.
Свобода выражения взглядов | Аналитика

Гарантии международного права по вопросам свободы вероисповедания

В конце первого года оккупации только 11 из 45 приходов УПЦ КП продолжали свое существование. На сегодняшний день на оккупированном полуострове осталось всего 7 храмов, которые принадлежат Управлению Крымской епархии УПЦ КП. Такие цифры можно объяснить различными нарушениями прав верующих, возникших вследствие политик и практик РФ, таких как требования о перерегистрации, захват храмов, принятие «пакета […]