Задать свой вопрос

Имя
Email
Суть вопроса

Изменение демографии в Крыму: свидетельствуют цифры

О миграционных потоках в условиях оккупации

Всего за полтора года оккупации Крыма на полуострове произошли существенные демографические изменения. Об этом свидетельствуют статистические данные как из официальных источников Федеральной миграционной службы РФ, так и из косвенных – таких как результаты «голосования на выборах» 2014 года. Важно отметить, что при значительном оттоке крымчан на материковую часть Украины и за ее пределы, в некоторые периоды наблюдается увеличение общего числа жителей полуострова.

Как изменилось количество крымчан за первые годы оккупации?

В соответствии с официальными данными по состоянию на 01.01.2014 года население Крыма составляло 1 967 259 человек. Уже через год оккупации эта цифра увеличилась на более чем 10 000. Однако уже в январе 2015 количество населения снова сократилось на более чем 81 000. Через полгода количество жителей сократилось еще на почти 4 500 человек.[1]
Для начала, стоит обратить внимание на изменение количества населения в Крыму в целом (табл. 1).

Таким образом, в Крыму на протяжении 2014-2015 годов можем наблюдать сначала прирост, а затем уменьшение численности населения. При этом, резкое падение цифры в период с декабря 2014 года по январь 2015 можно объяснить коррекцией данных по результатам переписи населения, проведенной в октябре 2014 года.

Согласно этой переписи, количество жителей Крыма (без Севастополя) составило 1 898 946 человек. В то же время, эта цифра, наиболее вероятно, включает в себя и внутренне перемещенных лиц, которые мигрировали на материковую часть Украины без регистрации этого факта российскими властями.

В Севастополе тенденции были немного другими (таблица 2). Так количество жителей города увеличивалось на протяжении всего 2014 года.  Например, в марте 2014 эта цифра составляла 386 168 человек.  Уже через год она увеличилась почти на 13 000.

Сколько граждан России переехало в Крым?

Вместе с тем, общая статистика является непоказательной, так как демонстрирует только баланс между прибывшим и выбывшим населением. Настоящее количество гражданского населения РФ, которое переместилось на оккупированную территорию, из этих цифр не понятно.

Поэтому стоит обратить внимание на данные из миграционной статистики, которая свидетельствует о положительной динамике именно переселения из РФ в Крым и г. Севастополь. Так, с июня 2014 по октябрь 2015 года на постоянное место жительства в Крым из других субъектов РФ переехало 20 163 человека, что составляет около 1 % от официальной численности населения полуострова. Учитывая другие миграционные данные, можем утверждать, что эта цифра также показывает процент замещения жителей Крыма гражданами РФ.

В Севастополе видим похожую картину. Статистика показывает, что с января по декабрь 2014 года город пополнился на более чем 3,5% населения. Количество иммигрантов составило 14 225 человек.

Для сравнения: приблизительная численность мигрантов, прибывающих из других регионов в Москву за год составляет около 1,48 %, в Санкт-Петербург — 1,15 %, Ростов-на-Дону — 0,91 %, Челябинск — 0,98 %.

Таким образом, видим, что миграция на территорию АРК не превышает среднероссийских показателей, чего нельзя сказать о Севастополе: там этот показатель в 2,3 раза выше московского.

Однако стоит учитывать, что в Крыму население распределено неоднородно. То есть цифра, которая характеризует население полуострова в целом, не отражает корректно пополнение населения в Симферополе и других крупных городах Крыма.

Важно также отметить, что в России регистрация места жительства имеет на порядок большее значение, чем в Украине. Поэтому сама регистрация граждан РФ на оккупированных территориях уже является доказательством того, что власти РФ признают их право проживать на территории Крымского полуострова.

Вследствие таких изменений любое волеизъявление крымчан искажается, а дальнейшее возвращение и реинтеграция полуострова становятся все более и более проблемными.

Все же, такое значительное изменение демографии произошло в первую очередь из-за активных действий со стороны страны-оккупанта, которая осуществляют эффективный контроль над территорией. Здесь мы подробнее говорим о том, как такие миграционные процессы стимулируются российскими властями.

[1] Общие статистические данные постоянно обновляются и доступны на веб-страницах:

Крым: http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/ru/statistics/population/

Севастополь: http://sevastopol.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sevastopol/ru/statistics/population/

Смотрите также

(Не)легалы: как Россия нарушила права иностранцев в Крыму и что с этим делать
Обзоры

Выпуск № 5 Оккупированное правосудие. Часть 1

Распространение действия законодательства РФ на территорию оккупированного Крыма противоречит основным принципам и нормам международного права. В процессе проведения исследования и подготовки настоящего тематического обзора, были идентифицированы все судьи, занимавшие свои должности до начала оккупации, отказавшиеся от сотрудничества с оккупационными властями и вынужденно покинувшие оккупированный полуостров, перешедшие на службу к державе-оккупанту и сохранившие статус судьи, уволенные оккупирующим государством (или добровольно прекратившие статус судьи спустя некоторое время после оккупации), а также вновь назначенные на должности судей в созданных РФ судах Крыма и города Севастополя.
Положение заключенных | Инструкции

Инструкция для граждан Украины, которые были осуждены и отбывают наказание на территории РФ

Заполнить и направить соответствующие обращения о передаче для отбывания наказания на подконтрольной территории Украины (с приложениями, в частности, копии приговора и других процессуальных документов, копии паспорта и т.д.) в Министерство юстиции Украины и Уполномоченного ВРУ по правам человека с целью содействия в процедуре экстрадиции (бланки обращений можно найти здесь), ссылаясь на положения Конвенции о передаче […]
Свобода передвижения | Аналитика

(Не)легалы: как Россия нарушила права иностранцев в Крыму и что с этим делать

С момента оккупации РФ распространила свое законодательство на территорию Крымского полуострова. В частности, на территории Крыма стали действовать ограничения в отношении пребывания иностранцев. Теперь, если пребывание не требует визы, иностранец может находиться на территории РФ без регистрации в течение 90 дней на протяжении каждых 180 дней. Однако, даже наличие специального закона о статусе иностранцев, не […]
Положение заключенных | Инструкции

Инструкция для граждан Украины, которые были осуждены на временно оккупированной территории Крыма оккупационными судами и перемещены на территорию РФ для отбывания наказания

Заполнить и направить соответствующие обращения о передаче для отбывания наказания на подконтрольной территории Украины (с приложениями, в частности, копии приговора и других процессуальных документов, копии паспорта и т.д.) в Министерство юстиции Украины и Уполномоченного Верховной Рады Украины (ВРУ) по правам человека (бланки обращений можно найти здесь). В случае отсутствия контактов или невозможности написать обращение собственноручно, […]
Свобода передвижения | Аналитика

По обе стороны. Нарушение свободы передвижения в условиях оккупации

Оккупация неизбежно связана с ограничением свободы передвижения. Сам по себе контроль за въездом-выездом, сроком пребывания и ответственность за нарушение этого срока представляют собой вмешательство в свободу передвижения. После оккупации Крыма, РФ распространила свое законодательство на территорию полуострова. В частности, стали применятся ограничения в отношении пребывания иностранцев. Теперь для пребывания в Крыму от всех неграждан России […]