Задать свой вопрос

Имя
Email
Суть вопроса

Синавер Кадыров, координатор Комитета по защите прав крымских татар, был выдворен с территории Крыма в январе 2015 года как гражданин Украины за нарушение 90-дневного срока пребывания

Заявитель, являясь гражданином Украины, на законных основаниях длительное время проживал в Крыму. В силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ “О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя” с 1 апреля 2014 года на территории Крымского полуострова применяются законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

В частности, на территории Крыма стали применяться ограничения в отношении пребывания иностранцев (в случае, если пребывание не требует визы, иностранец может находиться на территории РФ без регистрации в течение 90 дней на протяжении каждых 180 дней). Эти же ограничения были применены и в отношении не-граждан РФ, которые до оккупации постоянно проживали в Крыму (граждан Украины, граждан третьих стран, а также лиц без гражданства). Контроль за въездом-выездом, сроком пребывания и ответственность за нарушение этого срока представляют собой вмешательство в свободу передвижения.

Однако несмотря на наличие специального закона о статусе иностранцев, такое вмешательство в отношении тех, кто постоянно проживал в Крыму, не может считаться основанным на этом законе: законодательство РФ предусматривает ограничения в отношении иностранцев, которые въезжают в страну, но не предусматривает ситуации, когда иностранец оказывается под юрисдикцией РФ вследствии оккупации (не перемещаясь в пространстве). Более того, в данном случае также применимы положения ст. 49 Женевской конвенции (IV) о защите гражданского населения во время войны, которая запрещает высылку лиц, проживающих на оккупированной территории, с этой территории.

В даном примере, как и в большинстве других дел, необходимо исчерпывать эффективные средства правовой защиты, доступные на национальном уровне. Однако, поскольку само по себе решение об административном выдворении основано на решении суда, исчерпание эффективных средств правовой защиты состоит в обжаловании этого решения в апелляционном порядке. Решение суда второй инстанции является окончательным, и шестимесячный срок на обращение в ЕСПЧ необходимо исчислять от даты этого решения. Все последующие возможности обжалования не являются эффективными средствами правовой защиты.

Таким образом, в этом примере вмешательство не имело под собой основания в национальном праве. В подобных делах нужно сделать акцент на том , что заявитель постоянно проживал на территории Крыма и только временно покидал ее (очевидно, Правительство РФ будет утверждать, что он, наоборот, въехал на эту территорию как иностранец). Для обращения в ЕСПЧ необходимо обжаловать судебное решение о выдворении в апелляционном порядке. Решение суда второй инстанции будет являться окончательным.

Смотрите также

Крым без правил. Специальный выпуск. Выдворение Российской Федерацией гражданского населения с оккупированного Крыма
Аналитика

Доклад Международной экспертной группы. «Дело 26 февраля». Часть 1

«Доклад Международной экспертной группы. «Дело 26 февраля». Часть 1 Данный материал является первой частью Доклада Международной экспертной группы по «делу 26 февраля» и представляет собой реконструкцию и правовой анализ событий, происходивших 26 февраля 2014 года у здания Верховной Рады Автономной Республики Крым в г. Симферополь, когда состоялись два митинга, организованные партией «Русское Единство» и Меджлисом крымскотатарского […]
Аналитика

Адвокаты в оккупации: ситуация с соблюдением прав адвокатов в условиях вооруженного конфликта в Украине

Доклад «Адвокаты в оккупации: ситуация с соблюдением прав адвокатов в условиях вооруженного конфликта в Украине» В условиях оккупации и вооруженного конфликта особенно важным является наличие независимой адвокатуры, в том числе и обеспечение гарантий прав адвокатов и их профессиональной деятельности, без которой невозможно справедливое правосудие. Данный Доклад представляет собой первую серьезную попытку исследовать положение адвокатов и […]
Крым без правил

Крым без правил. Специальный выпуск. Религиозная оккупация: притеснение Украинской православной церк...

«Крым без правил». Специальный выпуск. Религиозная оккупация: притеснение Украинской православной церкви Киевского патриархата События в Крыму в феврале — марте 2014 года и оккупация части территории Украины Российской Федерацией являются первым примером масштабного нарушения положений и принципов Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. С целью анализа сложившейся ситуации, поиска решений вновь возникающих […]
Крым без правил

Крым без правил. Специальный выпуск. Выдворение Российской Федерацией гражданского населения с оккуп...

«Крым без правил». Специальный выпуск. Выдворение Российской Федерацией гражданского населения с оккупированного Крыма.  События в Крыму в феврале — марте 2014 года и оккупация части территории Украины Российской Федерацией являются первым примером масштабного нарушения положений и принципов Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. С целью анализа сложившейся ситуации, поиска решений вновь возникающих проблем и обеспечения соблюдения […]
Документ

Закон Украины » О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине»

Этот Закон действует с 15 января 2004 года. Особый интерес представляет ст. 12 Закона, которая ограничивает право передвижения и свободу выбора места проживания на временно оккупированных территориях. Справка о постановке на учет внутренне перемещенного лица признается документом, подтверждающим адрес места проживания или пребывания (ст. 3).
Крым без правил

«Крым без правил» Специальный выпуск Перемещение гражданского населения Российской Федерац...

«Крым без правил» Специальный выпуск Перемещение гражданского населения Российской Федерации на оккупированную территорию Украины События в Крыму в феврале — марте 2014 года и оккупация части территории Украины Российской Федерацией являются первым примером масштабного нарушения положений и принципов Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. С целью анализа сложившейся ситуации, поиска решений вновь возникающих […]