Задать свой вопрос

Имя
Email
Суть вопроса

Руководящие принципы в области регистрации населения (Бюро ОБСЕ по демократическим институтам, 2009)

Руководящие принципы в области регистрации населения (Бюро ОБСЕ по демократическим институтам, 2009)

Особый интерес в этом документе в контексте свободы передвижения представляют п.п. 1.3.2, 2.3.5 и 2.4.3 Принципов.

1.3.2. Свобода передвижения

Свобода передвижения и право свободно выбирать местожительство в пределах территории отдельного государства относятся к основным правам человека, гарантированным рядом международных юридических документов. На третьей встрече представителей государств -участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), состоявшейся в Вене на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания (4 ноября 1986 г. — 19 января 1989 г.), государства-участники пришли к согласию относительно следующего:

«20. Государства-участники будут полностью уважать право каждого:

– на свободу передвижения и местожительства в пределах границ каждого государства 

– покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

21. Государства-участники будут обеспечивать, чтобы осуществление вышеупомянутых прав не могло быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом и совместимы с их обязательствами по международному праву, в частности по Международному пакту о гражданских и политических правах, и их международными обязательствами, в частности по Всеобщей декларации прав человека. Эти ограничения носят характер исключений. Государства-участники будут обеспечивать, чтобы этими ограничениями не злоупотребляли и чтобы они применялись не произвольно, а так, чтобы обеспечивалось эффективное осуществление этих прав.

22. В этом контексте они будут разрешать всем беженцам, которые того пожелают, возвращаться в безопасности домой. Подписав эти соглашения, государства-участники вновь подтвердили свои обязательства по усилению защиты прав на свободное передвижение и на выбор местожительства, предусмотренных принятой ООН Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.) и Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.). БДИПЧ предоставляет государствам-участникам экспертный опыт, с тем чтобы стимулировать разработку и введение процедур и юридических положений, регулирующих процесс регистрации населения (и в особенности регистрации местожительства), которые не нарушают право на свободу передвижения и соответствуют международным нормам в области защиты данных и неприкосновенности частной жизни».

2.3.5. Содействие свободному передвижению населения

Гарантия свободы передвижения — одно из ключевых обязательств, принятых на себя государствами-участниками ОБСЕ. Следовательно, система регистрации населения должна способствовать осуществлению права на свободное передвижение и воздерживаться от попыток управлять передвижением населения путем ограничения свободы выбора местожительства.

2.4.3. Местожительство

Местожительство обычно означает место, где данное лицо фактически проживает бóльшую часть времени. Некоторые государства регистрируют только одно место проживания, другие могут фиксировать несколько адресов, подразделяя их на «постоянное» и «временное» местожительство. В любом случае, цель регистрации местожительства состоит в предоставлении государству возможности сноситься с гражданами или предоставлять конкретные услуги отдельным лицам или общинам. В законодательстве обычно указывается, кто имеет право и кто обязан регистрировать свое местожительство. В большинстве случаев это касается граждан данного государства. Многие государства, однако, регистрируют неграждан, которые имеют вид на жительство, позволяющий им находиться в данной стране в течение определенного периода, лиц, меняющих свое местожительство в пределах страны, и лиц, покидающих страну на определенный период (обычно на период, превышающий 6 месяцев). Для регистрации местожительства регистрирующееся лицо сообщает адрес и дату прибытия в данное место проживания. Регистрация обязательна для всех имеющих право на регистрацию лиц, в том числе новорожденных. В некоторых странах регистрируются дата выбытия и место или предполагаемая страна назначения, если какое-либо лицо выбывает за границу, а также местожительство, если данное лицо постоянно проживает за границей. Заявление о регистрации местожительства может быть подано либо самим регистрирующимся лицом, либо его законным представителем. Заявление о регистрации местожительства несовершеннолетнего лица подается его биологическими родителями, приемными родителями, опекуном или любым другим лицом, которое в соответствии с законом уполномочено о нем заботиться и защищать его права и законные интересы. Что касается лиц, находящихся под опекой, заявление о регистрации их местожительства подается их опекуном или администрацией учреждения, которое выполняет функции опекуна. Чтобы зарегистрировать местожительство или перемену местожительства, подлежащие регистрации лица обязаны представить необходимые данные на бланке установленной формы. Название данного документа может отличаться в разных государствах-участниках, но часто он называется «заявлением о регистрации местожительства». В некоторых странах используются два различных бланка: один для заявления о регистрации местожительства, когда лицо переменило местожительство в пределах страны или прибыло на жительство в данную страну из-за границы, а другой — для заявления о выбытии, когда лицо выезжает из страны на жительство за границей. В других странах для обоих типов заявлений используется один и тот же бланк. Данное заявление может подаваться в компетентный орган по новому или по прежнему местожительству регистрирующегося лица. В некоторых странах необходимо подавать это заявление лично, а в других допускается его пересылка по почте. В отдельных странах разрешается подача заявлений через Интернет или по телефону.

С полным текстом документа можно ознакомиться перейдя по этой ссылке.

Смотрите также

Крым без правил. Специальный выпуск. Выдворение Российской Федерацией гражданского населения с оккупированного Крыма
Аналитика

Доклад Международной экспертной группы. «Дело 26 февраля». Часть 1

«Доклад Международной экспертной группы. «Дело 26 февраля». Часть 1 Данный материал является первой частью Доклада Международной экспертной группы по «делу 26 февраля» и представляет собой реконструкцию и правовой анализ событий, происходивших 26 февраля 2014 года у здания Верховной Рады Автономной Республики Крым в г. Симферополь, когда состоялись два митинга, организованные партией «Русское Единство» и Меджлисом крымскотатарского […]
Аналитика

Адвокаты в оккупации: ситуация с соблюдением прав адвокатов в условиях вооруженного конфликта в Украине

Доклад «Адвокаты в оккупации: ситуация с соблюдением прав адвокатов в условиях вооруженного конфликта в Украине» В условиях оккупации и вооруженного конфликта особенно важным является наличие независимой адвокатуры, в том числе и обеспечение гарантий прав адвокатов и их профессиональной деятельности, без которой невозможно справедливое правосудие. Данный Доклад представляет собой первую серьезную попытку исследовать положение адвокатов и […]
Крым без правил

Крым без правил. Специальный выпуск. Религиозная оккупация: притеснение Украинской православной церк...

«Крым без правил». Специальный выпуск. Религиозная оккупация: притеснение Украинской православной церкви Киевского патриархата События в Крыму в феврале — марте 2014 года и оккупация части территории Украины Российской Федерацией являются первым примером масштабного нарушения положений и принципов Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. С целью анализа сложившейся ситуации, поиска решений вновь возникающих […]
Крым без правил

Крым без правил. Специальный выпуск. Выдворение Российской Федерацией гражданского населения с оккуп...

«Крым без правил». Специальный выпуск. Выдворение Российской Федерацией гражданского населения с оккупированного Крыма.  События в Крыму в феврале — марте 2014 года и оккупация части территории Украины Российской Федерацией являются первым примером масштабного нарушения положений и принципов Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. С целью анализа сложившейся ситуации, поиска решений вновь возникающих проблем и обеспечения соблюдения […]
Документ

Закон Украины » О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине»

Этот Закон действует с 15 января 2004 года. Особый интерес представляет ст. 12 Закона, которая ограничивает право передвижения и свободу выбора места проживания на временно оккупированных территориях. Справка о постановке на учет внутренне перемещенного лица признается документом, подтверждающим адрес места проживания или пребывания (ст. 3).
Крым без правил

«Крым без правил» Специальный выпуск Перемещение гражданского населения Российской Федерац...

«Крым без правил» Специальный выпуск Перемещение гражданского населения Российской Федерации на оккупированную территорию Украины События в Крыму в феврале — марте 2014 года и оккупация части территории Украины Российской Федерацией являются первым примером масштабного нарушения положений и принципов Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. С целью анализа сложившейся ситуации, поиска решений вновь возникающих […]